Уроки финансовой грамотности

Уроки финансовой грамотности

Ребенок учится обращению с деньгами в семье. Сложно ожидать от малыша финансовой грамотности, если его родители в первую неделю тратят всю зарплату, а потом до конца месяца живут в долг. Именно пример родителей и собственный опыт трат, а никак не материальное положение, интеллект или возраст, формируют экономические представления ребенка.

Boy at the table counts money

Boy at the table counts money

Малышу до 6-летнего возраста сложно объяснить, что такое «цена», и такие понятия, как «дорого» или «в другом магазине дешевле» вряд ли будут ему доступны. В таких случаях можно предложить разумную альтернативу желаемой вещи, успокоить, поддержать ласковыми словами и объятиями. Если на твердое «нет» ребенок отвечает истерикой, из магазина нужно уйти. И только когда малыш успокоится, объяснить ему, почему нет возможности приобрести желаемое прямо сейчас. Выслушав подробные объяснения, ребенок сможет смириться с ситуацией, принять ее.

Начинать финансовое воспитание нужно с самого раннего возраста, причем сначала нужно привить ребенку некоторую самостоятельность. Детям в возрасте до 4 лет деньги доверять рано, но можно доверять задания, которые привьют ответственность и самостоятельность. Это может быть сервировка стола или любая другая помощь по дому, главное, не ругать малыша, если он что-то сделал неправильно. Ребенок хотел помочь – его нужно хвалить.

С четырех-пяти лет поручения могут быть связаны с деньгами. Например, при походе в магазин дать деньги и сказать, какой хлеб нужно купить. Сначала денег нужно давать ровно столько, чтобы хватило на покупку, затем со сдачей. Это не только приучит к самостоятельности, но и даст первоначальное представление о денежном обороте. Постепенно денежные задания нужно усложнять, чтобы поддерживать интерес.

Детям школьного возраста при совместных походах по магазинам нужно пояснять, почему выбор пал на те или иные товары. Это даст представление о понятиях качества и экономии. Чтобы ребенку было интересно, можно преподавать уроки экономии в игровой форме, например, предложить найти самую низкую цену на какой-либо товар.

С 6 лет ребенку можно давать карманные деньги. Сумма должна зависеть только от материального положения семьи и возраста ребенка – это часть финансового воспитания, а не поощрение за какую-либо работу, а, значит, и отнять их в наказание за что-то нельзя. Деньги выдают раз в неделю, оговаривая, что именно можно на них покупать. Первые деньги дети тратят очень быстро, этому не нужно препятствовать, но и давать еще до оговоренного дня не следует. Так ребенок будет понимать, что лучше распределить деньги таким образом, чтобы их хватило на неделю, а не тратить в первый же день.

Карманные деньги не должны зависеть от прочих доходов ребенка. Если малыш получил какую-то сумму в подарок или заработал, он тратит эти деньги на то, что считает нужным, это не повод сократить карманные деньги или перестать их выделять совсем. Платить за хорошие отметки или помощь по дому не рекомендуется – такие занятия должны иметь нематериальные мотивы.

Добавить комментарий