Учёба: родительский выбор между успеваемостью и успешностью

Учёба: родительский выбор между успеваемостью и успешностью

Для школьных педагогов успеваемость не только проблема обучения и воспитания, но и оценка собственного труда.

Чтобы низкая успеваемость ребенка в школе не превратилась в семейную проблему, родителям необходимо заранее озаботиться успешностью обучения.

Оценка знаний приводит к постоянному сравнению школьников друг с другом, что в небольшом коллективе выставляет неуспевающего ученика перед сверстниками и приводит к ежедневному переживанию собственного неуспеха. Так академическая неуспеваемость постепенно превращается в неуспешность.

Успешностью — по обучению!

Успешным считается тот школьник, который преодолел собственные страхи, разобрался с затруднениями, не теряется и способен самоорганизоваться. Но и отличник со своими несчастьями и тревогами, замученный требованиями и ожиданиями, не способен принести ни радости, ни удовлетворения себе и родителям. Объективные результаты и субъективное отношение к ним характеризуют успешность. Академическая успеваемость входит одной из составляющих в понятие успешности обучения.

Психология неуспеваемости: родительские усилия – на мотивацию

Родители мало могут повлиять на школу, учебный процесс, учителя и его отношение к ребёнку, тем более, на специфику изучаемого предмета. Эти факторы далеки от семейного воздействия.

Зато семья прямо охватывает почти весь круг субъективных особенностей школьника. Родители точно не будут гадать, каков реальный и психологический возраст или пол ребёнка. Они давно озабочены его интеллектуальным развитием и способностями. Именно им уже пора выявить уровень его притязаний и самооценки, присмотреться к его взаимодействию с соучениками. Поэтому только они ответственны перед собой и обществом за то, какую направленность, устойчивость и динамику придадут детской мотивации.

Учеба: вместе – к положительному отношению

Отрицательное отношение преодолевают «мягкой силой»: убеждение, воздействующие примеры и мнения. Принуждение – последнее, что заставит школьника возжелать хорошо учиться. Если у ребенка нейтральное отношение, значит, родители не озабочены формированием его знаниевого или человеческого капитала, с которым невозможно обанкротиться, научившись постоянно расширять и обновлять.

Положительно относиться к учёбе означает готовность активно включиться в процесс или смело идти за познавательным интересом, или с пристрастием продвигаться в человеческом общении, опираясь на новые знания и высокие моральные оценки.

Педагогическая задача родителей – мотивировать успех. Её решение опирается на индивидуальность юного чада.

difficulty-reading

К успешности – с умом

Особенно объективно следует отнестись к умственному развитию ребёнка, которое является не статусной характеристикой мамы, а тем, что реально получилось. Чем выше его уровень, тем легче достигнуть положительной мотивации, и наоборот. Чем больше повышать мотивацию, тем легче достичь успеваемости и успешности даже для ребёнка с изначально невысоким её уровнем.

Успеваемость и отношение к ней зависит и от развития чувства долга, с помощью которого компенсируют ученические проблемы прилежанием. Формальное отношение к занятиям приводит детей к убеждению, что они бессильны преодолевать трудности. У неуспевающих учеников, как правило, нет нарушений памяти или внимания, требующих медицинского вмешательства.

Эмоции и воля ведут к успеху

Слабое развитие воли у ребёнка – прямой путь к академической неуспеваемости. Учение не может всё время держаться на интересе. Принудить самого себя к учёбе можно только с наличием соответствующего навыка. Радость волевой победы или даже небольшого успеха – не меньший мотив, чем вечерняя прогулка или взрослая рыбалка.

Успешность достигается пробуждением собственной внутренней активности и системой побуждающей деятельности взрослых.

Неуспеваемость, продлённая на неопределённое время, обязательно приведет ребёнка к психической травме, к неверию в свои силы. Родительское знание индивидуальных особенностей школьника и достойная мотивация – столь же обязательны для образовательной успешности.

Добавить комментарий