Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание толерантности у дошкольников

Основу любого общества составляет бережное отношение к традициям и культуре своего народа. Это чувство не закладывается в ребенке при рождении, его можно только воспитать. Как и осознание того, что оскорбление, пренебрежение, унижение другой культуры ведет к враждебности. Начиная с 6-летнего возраста, необходимо говорить с детьми на эту тему, поскольку уже тогда закладываются ценности общения с другими людьми.

Толерантное отношение проявляется в уважении к представителям другой культуры, их привычкам, особенностям одежды, в желании и готовности играть с ними и заниматься совместной деятельностью. Для воспитания такого расположения требуется приложить большие усилия и действовать последовательно.

Этапы формирования толерантного отношения

Такая работа состоит из нескольких этапов, поскольку воздействует на все психологические сферы.

Первый, информационно-познавательный этап заключается в формировании представления о других культурах, национальностях, их обычаях и привычках. Очень важно донести до ребенка, что есть другие люди, которые живут иначе. Но это не означает, что они хуже или лучше его — они просто немного отличаются от него. После этого понимания ребенок не будет реагировать удивленно или отстраняться от представителей разных культур. Такое поведение воспитывает желание сделать первый шаг к сотрудничеству.

Второй этап связан с воздействием на эмоционально-волевую сферу. Задача взрослого здесь — дать как можно больше положительных оценок другой нации. Так воспитывается способность принимать и понимать другого человека, уважать его своеобразие.

Надо помнить, что ни одно чувство нельзя воспитать, только рассказывая о нем.

В третьем, мотивационно — поведенческом этапе дошкольник пробует общаться с носителями иных культур. Особое внимание стоит уделять проявлению уважения, доброжелательности, вежливости. Лучше всего это делать в игровой форме, вовлекая детей в различные мероприятия: праздники своего народа и других национальностей, сюжетно-ролевые, подвижные игры, ознакомление и изучение народных сказок. В итоге дети понимают, что, несмотря на различия в привычках, одежде, поведении, все люди схожи в эмоциях: проявление сопереживания и уважения друг к другу. Дети начинают понимать, что причинами ссор и обид могут быть различные интересы, чувства и осознают, как можно решить конфликты.

Немаловажно, чтобы все члены семьи поддерживали идею толерантного отношения к другим культурам и сами демонстрировали уважение, показывая достойный пример детям. Только при таких условиях у дошкольника воспитывается толерантность по отношению к другим нациям.

Добавить комментарий