Как разговаривать с детьми?

Найти верную интонацию в общении с ребенком крайне важно. От этого будет зависеть степень близости родителей и детей и возможность впоследствии, в более старшем возрасте ребенка, как-то влиять на принятие им тех или иных решений.

Как разговаривать с детьми?

Если коротко – как со взрослыми, только лучше. Это – перифраз известного ответа детского писателя на вопрос о том, как надо писать книжки для детей. «Как для взрослых, — сказал писатель, — только лучше».

Что значит разговаривать с ребенком как со взрослым?

Ну, конечно, речь не о том, чтобы выяснять с трехлетним малышом особенности роста процентной ставки при спаде производства. Разговаривать с ребенком, как со взрослым, значит,

— во-первых, признать (не для него – для себя!), что он – не будущий человек, а он – уже человек.

И это не зависит от его возраста. Он – уже человек. Только маленький. Только почти без жизненного опыта. Поэтому те простые ситуации, которые для мамы с папой элементарны, для него – впервые в жизни. И он не знает, что с ними делать, и как на них реагировать.

Например, когда его ставят в очередь в магазине и говорят: «Стой за этой тетей», а потом оказывается, что «тетя» давно ушла, а малыш все стоит на том же месте, не надо на него сердиться. Просто он стоял в очереди впервые в жизни. И не знал, что надо двигаться, а мама не объяснила.

И еще он очень зависимый. От родительского одобрения и неодобрения, от родительской несправедливости, от умения и желания родителей выслушать и понять.

Во-вторых, как это ни покажется странным, с ребенком нужно разговаривать «на равных». Всегда можно найти слова, понятные ребенку, для разговора с ним практически на любую тему, без сюсюканий и без «спасительной» фразы «Ты еще не поймешь».

childspeakingandalphabet_508451

Раз он спросил, значит уже готов понять. И если с ним говорить «на равных», подыскивая понятные ему слова и образы, уважая и его мнение (каким бы нелепым и неправильным оно ни казалось родителям), и его незнание, если не говорить с ним свысока, если не раздражаться на бесконечный поток «Почему?», а главное – если родителям на самом деле интересно разговаривать с собственным ребенком, — он и потом, в более старшем, подростковом, возрасте, будет в первую очередь обращаться к ним в сложных для него ситуациях.

Дети – прирожденные философы. В силу отсутствия жизненного опыта с массой разнообразных частностей, они смотрят в самую суть вещей, им «деревья не заслоняют леса». И поэтому они, как правило, задают «главные» вопросы. Далеко не любой взрослый может вот так сразу на такой вопрос ответить. Но ни в коем случае не надо от них отмахиваться. Ведь и родителям не мешает перепроверить свои взгляды на жизнь.

В-третьих, разговор как со взрослым, разговор «на равных» исключает систему наказаний. Как только появляются наказания, ни о каком равенстве речь идти не может. Объяснять, стараться убедить, но не приказывать и не наказывать!

В-четвертых, в разговоре с ребенком надо быть честным. Не обманывать его. И, в свою очередь, доверять тому, что говорит он. Если ребенку не верят, рано или поздно он начинает врать. А если он обнаружит, что врали родители, у него появятся серьезные сомнения в правдивости всего мира.

И не надо бояться просить у ребенка прощения. Родители тоже могут ошибаться – могут накричать, несправедливо обидеть. Признать перед ребенком свою неправоту, извиниться – это значит признать, что его мнение для родителей значимо, что он — уже человек.

Добавить комментарий