Школьный конфликт: родителям об учителе

Школьный конфликт: родителям об учителе

Столкновение, вызванное противоположными взглядами и сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями, довольно часто возникает в школьной практике.

Возраст участников далеко не сглаживает возникающие противоречия: «отцы и дети», «свобода и необходимость», «мужское и женское начала», «имущие и неимущие», «сильные и слабые», «ведущие и ведомые» …

Особенности

В школьном конфликте всегда участвуют дети, а роль учителя состоит в том, чтобы разрешать конфликтные ситуации, даже если он сам к ним причастен.

Ученик находится в возрастающей социально-психологической зависимости от учителя, а последствия отражаются на их личностях.

Социальный конфликт, вызванный различием интересов, всегда находит место в отношениях. Но не всегда отличается негативным характером, поскольку в столкновении развивается личность, а преодоление сопровождается мобилизацией интеллектуальных и духовных ресурсов.

Дифференциация групп и подгрупп в коллективе класса обусловлена гендерной или социальной принадлежностью, формальным и неформальным лидерством, другим факторами. Формированием определенного психологического климата в них учитель может заниматься только с помощью собственного авторитета. Ему либо подражают, либо с ним противоборствуют.

Учителя

Если следовать народной мудрости, то из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее. Самой актуальной причиной конфликта является нервная перегрузка учителя, вызванная внутришкольными стрессогенными факторами.

Воспользовавшись известной в педагогике классификацией, можно утверждать, что предпосылки для конфликта порождают следующие роли учителя: «полицейский», «знаток», «вершитель», «диктатор», «посторонний».

В роли «Полицейского» учитель воспринимает учеников нарушителями и пытается строго контролировать. Настаивает, прибегает к административным мерам…

Как «Знаток» неколебимых истин и конечная инстанция в их обсуждении, учитель пресекает возражения, давит авторитетом собственного образования и упрекает учащихся их низким интеллектуальным уровнем.

Будучи «Вершителем» учитель пытается формировать личности учащихся на основе собственных убеждений и принципов, привитии своих идеалов.

1(0)

«Диктатором» учитель становится из-за своеобразного понимания и применения власти. Приверженность такой модели поведения сделает взрослую жизнь учеников сплошным противоречием «тиранов» и «жертв».

Позиция «Постороннего» проста: ваша учёба – ваша проблема. Учебный материал дан, план выполнен, результат… ну, уж какой получился.

В каждой из ролей – свой стиль разрешения конфликта, но общая проблема – формирование стереотипа разрешения конфликтной ситуации учителем.

Родители

Children at school at a lesson. The thoughtful girl sits at a school desk

Children at school at a lesson. The thoughtful girl sits at a school desk

Ни наука, ни практика не располагают стандартными способами разрешения школьных конфликтов. Всякий раз кому-то приходится напоминать учителю о развитии профилактической способности прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации.

Родителям, на чью бы сторону их не призывали в конфликте, следует оставаться в роли посредника. Их цель – не выявление правых и виноватых, а нормализация отношений.

Добавить комментарий